понедельник, 29 августа 2016 г.

Психика и нравственность

Давно уже хотела опубликовать эту статью, которая была написана по моим материалам журналистом И.Ломакиной для газеты "Критерион". Статья была написана и опубликована в 2008 году, но с тех пор ее актуальность не только не уменьшилась, но и значительно увеличилась!

Статистика по России демонстрирует чрезвычайно плаченое положение жителей нашей страны. Сокращение населения, ухудшение физического и психического здоровья нации, огромный процент самоубийств, рост алкоголизма, наркомании и других антисоциальных проявлений, дегенеративные процессы, негативно влияющие на психику и поведение, — вот лишь малая часть проблем, от решения которых зависит будущее нашей страны и каждого из нас.

Чтобы Россия уцелела как государство, а все ее жители получили возможность достойно жить, необходимо прежде всего оздоровить общество. А это значит, что нужно оздоровить психику каждого его члена.

Почему так важно иметь здоровую психику? 

Потому что здоровая психика определяет адекватное отношение к окружающему миру (органы чувств психически здорового человека сообщают ему правильную информацию о действительности) и адекватное поведение. В зависимости от состояния психики человек строит свое поведение и получает определенные результаты. От психического здоровья зависит уклад семьи человека, его мировоззрение, качество общения и отношений с другими людьми, способность работать в команде, нести ответственность за себя и других; психически здоровый человек задается вопросами о смысле жизни и решает их для себя в созидательном, конструктивном ключе.

Одним из проявлений психического здоровья является наличие у человека определенных нравственных качеств, нравственных норм, в соответствии с которыми он организует свое поведение. Можно смело утверждать, что проявление нравственных качеств является своеобразным критерием, мерилом здоровья психики.

Эти качества появились у человека не просто так — они были выработаны в ходе эволюции. Чтобы выжить, люди объединялись в группы и вступали друг с другом в различные взаимоотношения, а значит, должны были демонстрировать определенные качества, позволяющие действовать совместно. Эти качества — честность, верность, преданность, самоотверженность и другие — способствовали выживанию и воспроизводству потомства и в итоге закрепились в геноме человека, то есть стали нашим видовым признаком. Впоследствии они были сформулированы в виде морально-нравственного кодекса человеческого общества. Интересно, что у совершенно разных по территориальному расположению сообществ одинаково высоко ценятся, например, самоотверженность, целеустремленность, бескорыстие и смелость. Это свидетельствует о том, что эти нравственные качества — признак, свойственный всему человеческому сообществу. Недаром именно этими качествами всегда наделяли воинов и героев, их воспевали в сказаниях, балладах и легендах. На правах высших ценностей в эпос могли войти только лучшие проявления человека, его недостойные стороны высмеивались или порицались. Негативные качества отражались в народном творчестве как отрицательные, ими наделяли отрицательных персонажей и боролись с ними как с проявлением вселенского зла.

Найти подтверждение теории врожденной нравственности можно и в современной этологии - науке о поведении животного и человека как биологического существа. В своей книге «Непослушное дитя биосферы» доктор биологических наук, известный этолог В. Дольник пишет: «Многие морально-этические нормы поведения человека, называемые еще общечеловеческой моралью, имеют свои аналоги во врожденных запретах разных видов животных. В некоторых случаях можно предполагать, что это совпадение чисто внешнее. Что моральная норма у человека возникла на разумной основе и случайно оказалась похожей на моральный запрет животного. Но, по крайней мере, часть наших так называемых общечеловеческих норм морали и этики генетически восходит к врожденным запретам, руководившим поведением наших предков, в том числе и дочеловеческих».

Именно поэтому столь схожи моральные постулаты многих религий — они проистекают из самой природы человека. В ней, в нашей природе, заложены врожденные ожидания, что по отношению к нам люди будут поступать нравственно. На этой особенности человеческой психики был основан и категорический императив, сформулированный великим философом Эммануилом Кантом — «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Ведь никто не хочет, чтобы его обманывали, предавали и т.д.

Какие качества являются проявлением нравственного здоровья?

Перечислим некоторые нравственные качества, которые являются признаками психического здоровья человека.

Честность. Слово честность происходит от слова честь. Честь понимается, прежде всего, как внутреннее достоинство человека, доблесть, благородство души и чистая совесть. Соответственно, честный человек – это тот, в ком есть честь, достоинство, благородство, доблесть, прямота и правдивость. Особо отметим, что правдивость в данном контексте понимается не просто как отсутствие вранья, а как способность к видению истинной сути вещей. Эта способность предопределяет добросовестность честного человека и надежность его слова. Тот, кто честен, следует своим высоким нравственным качествам неукоснительно, потому что так велят ему совесть и долг. Честному человеку можно доверять и доверяться – он обладает чувством справедливости, надежностью и благородством.

Честность издавна считалась социальным и нравственным достоинством. По-настоящему честные люди всегда соблюдали нравственный кодекс, следуя не заученному правилу, а призыву души, что вызывало уважение. Кроме того, честью отличались люди высокого происхождения. Существовала прямая связь между понятиями «честь» и «элита»: чем выше происхождение человека, тем более он честен и благороден. Именно поэтому самым надежным и справедливым считалось царское слово. Давать ложные обещания, т.е. преднамеренно врать, или не сдерживать данных обещаний считалось позором и проявлением низости, т.е. это фактически означало демонстрацию низкородного происхождения. Следует подчеркнуть, что истинным признаком высокого происхождения человека была именно честность, а не должность или богатство. Отказ же в выполнении обещания, лукавство обнаруживали этакого «дворянина из конюшни». Поэтому если дворянин не сдерживал обещания, он подвергался публичному позору и мог просто лишиться титула. Сегодня, к сожалению, честным считается тот человек, который просто не врет, не обманывает и следует своим обещаниям. Для наших современников даже такое примитивное проявление честности – это уже замечательно.

Ложь и обман отбирают у человека большое количество внутренних сил, поэтому с точки зрения поддержания энергетического баланса в организме врать невыгодно и очень накладно. Во-первых, вранье само по себе забирает огромную долю энергоресурса организма. Во-вторых, когда человек врет или дает ложные обещания, ему необходимо помнить, что именно и кому именно он говорил, чтобы не попасть в неловкое положение. Это тоже забирает огромную долю психической энергии. Из-за неоправданных энергетических затрат, возникших в результате вранья, у человека повышается тревожность и даже может возникнуть подавленность или, напротив, агрессивность.

Честность соседствует с таким качеством, как открытость, которое можно еще назвать отсутствием подлости. Открытый человек никогда не будет действовать у кого-либо за спиной, стоить козни и получать удовольствие от того, что жертва попала в ловушку.

Верность и преданность. Это способность следовать своему решению делать что-либо вместе с кем-то. Быть верным и преданным означает добровольно отдать себя кому-то в полное распоряжение и сохранять за ним право распоряжаться собой до оговоренного момента. Эти качества имеют чрезвычайно важное значение в супружеских отношениях, в действиях команды, в решении долговременных задач на пользу всего общества в целом. Противоположным качеством является предательство, когда человек, который обещал свою верность и преданность на определенный срок, нарушает свое обещание. Предательство всегда вызывает сильные негативные эмоции, и его невозможно простить, поскольку оно может угрожать выживанию и даже стать причиной гибели отдельного человека, группы, племени или целого народа, и мы это подсознательно ощущаем.

Добросердечие означает отсутствие нездоровой агрессии, то есть такой, которая проявляется без всяких видимых причин. Нездоровая агрессия всегда мешает адекватной оценке внешней ситуации и приводит к нецелесообразным действиям, которые могут повлечь за собой травму или гибель индивида. Добросердечие помогает строить нормальные отношения в группе, исключает необоснованные конфликты.

Разумное распределение материальных ресурсов, иначе говоря, хозяйственность. У хозяйственного человека ничего не пропадает, он распределяет свои ресурсы таким образом, чтобы выжить самому и не забыть о тех, кто находится рядом с ним. Именно поэтому жадных и скупых людей никогда не любили и откровенно считали неполноценными. Существуют исторические свидетельства о том, что общество не только осуждало скупых — их могли даже судить и по суду заставляли тратить излишки на пользу своей семьи или на пользу нуждающихся и безвинно пострадавших. Наравне с жадностью осуждалось и мотовство, то есть безрассудная трата человеком всех своих средств. Жизнь «одним днем» воспринималась как психическое расстройство или безумие. Стяжательство и мотовство считались пороками, ясно свидетельствующими о неполноценной психике.

Целеустремленность, или способность следовать жизненно важной идее. Целеустремленный человек способен последовательно реализовывать поставленную цель, подчиняя всю организацию своей жизни служению этой цели. Если же он все время отвлекается от достижения поставленной цели или меняет ее, то его уже можно назвать непоследовательным. Как правило, у людей, не обладающих целеустремленностью, распылено внимание, они не способны к волевым усилиям, плохо ориентируются в происходящем и не умеют правильно расставлять приоритеты. Чем масштабнее и возвышеннее поставленные цели (конечно, с учетом жизненно важных приоритетов) и чем последовательнее их достижение, тем здоровее психика.

Сегодня многие люди ставят перед собой цель личного обогащения. Не вдаваясь в вопрос, по каким причинам это происходит, скажем, что в любом случае такую цель нельзя считать проявлением нравственного здоровья, поскольку личное обогащение в традициях всех народов никогда не считалось достойной целью. То значение, которое сегодня общество придает материальному благополучию, создано искусственно. Современный человек живет в обществе потребления, и основная масса людей бессознательно подчиняется законам этого общества и даже проводит их в жизнь. Идея постоянного личного обогащения провозглашена и постоянно рекламируется теми силами, которым выгодна роль человека-покупателя, человека-потребителя, человека-пользователя. Если бы цель материального благополучия была бы подлинной, то она не нуждалась бы ни в какой информационной поддержке.

Жертвенность, или способность жертвовать силами, временем, средствами ради достижения поставленной цели – свидетельство высокой нравственности и здоровья психики. Но жертвуя чем-либо, человек должен использовать только свои личные, а не чужие ресурсы. Как правило, ведущий жертвует ради ведомых своим благополучием, спокойствием, ресурсами, временем и т.д. Но и ведомый должен жертвовать ради ведущего. Если есть руководитель группы, который реализует важную цель, связанную с обеспечением выживания группы, то для рядовых участников группы проявлением психического здоровья является жертва ради своего руководителя, а значит, ради собственного выживания, ради достижения поставленной цели.

Смелость. Это способность принять любую невыгодную для себя ситуацию, оценить ее и адекватно на нее прореагировать: проявить сопротивление или принять поражение. Соответственно, трусость — это бегство от любой невыгодной ситуации или человека, который несет неприятности и неудобства.

Трудолюбие. Это способность выполнять работу или реализовывать деятельность, ориентируясь на достижение результата в оптимальные сроки. Хорошей иллюстрацией трудолюбия является сельский труд, когда посадить лук надо весной, а то он не успеет созреть, поливать огород надо рано утром, пока солнце еще не стало очень жарким, а то все культуры сгорят и т.д. Если человек упорно совершает полезную работу, достигая результата за определенное время, и эффективно распределяет свои усилия, значит, он трудолюбив.

Взаимопомощь – это способность членов группы или родственников, объединившихся для решения какой-либо жизненно важной задачи, к бескорыстной и беззаветной поддержке друг друга.

Стремление к чистоте и упорядоченности, или чистоплотность. Если человеку неприятно сидеть в грязном доме и, движимый этим стимулом, он его регулярно убирает – он чистоплотен. Стремление к упорядоченности в расположении предметов быта, а также строгое отношение к своему поведению тоже говорит о чистоплотности. Чистоплотный человек не будет обманывать, сквернословить и совершать дурные поступки — ему помешает внутреннее ощущение чистоты. Чистоплотный человек не сможет смотреть на грязный город или замусоренный берег реки. Он будет видеть свой долг в том, чтобы убрать грязь и мусор. Если человек спокойно относится к грязному дому, улице, городу, пруду, реке и т.д. — он нечистоплотен, что свидетельствует о его нравственной, а значит, и психической неполноценности.

Бескорыстие – способность помогать людям без стремления получить выгоду. Это не означает, что бескорыстный человек должен, например, всем бесплатно шить сапоги. Он должен брать плату, чтобы обеспечить свое выживание. Если он рискует умереть от голода или у него нет места для ночлега, нет инструмента для изготовления сапог, он не сможет делать свое дело. Но бескорыстный человек может пошить сапоги и бесплатно для того, кто в данный момент остро нуждается в помощи, но ему нечем расплатиться.

Доказательством того, что бескорыстие является необходимым качеством человека, являются наши врожденные ожидания. Если мы прислушаемся к себе, то обнаружим в себе бессознательную веру в то, что если мы попали в трудную ситуацию, нам должны помочь на безвозмездной основе, т.е. бескорыстно.

Самоотверженность — это способность пожертвовать личным благом ради спасения другого живого существа или своего народа, а также вложение сил и энергии в деятельность, имеющую отдаленный полезный результат, который нельзя увидеть сегодня или который человек получит не лично для себя, а для своих детей или группы соплеменников.

Мы привели описание основных нравственных качеств и еще раз повторим: проявление человеком этих и других нравственных черт — подтверждение его психической нормальности. Оспаривать это утверждение могут либо те, кто хочет иметь возможность безнаказанно проявлять безнравственность (преследуя какую-то свою выгоду), либо те, у кого просто не было случая убедиться, что только наличие нравственных качеств позволяет объединяться в команду и выживать. Если человек никогда не взаимодействовал с людьми ради достижения определенной цели, если он живет в городской квартире и у него нет нужды заботиться о тепле, пропитании и безопасности (ибо тепло проведено по трубам, еда продается в магазине, а охрану порядка осуществляет милиция) - все вышеописанное может показаться ему сомнительным. И действительно, городскому жителю, чтобы успешно существовать, вроде бы совершенно необязательно (и даже вредно) проявлять смелость, честность, самоотверженность, бескорыстие и т.д.

Но если человек объединяется с другими людьми в команду для достижения общих целей или для того чтобы выжить — ему нет нужды доказывать необходимость проявления нравственных качеств и их связь с психическим здоровьем. Для него это очевидно. В экстремальной ситуации, в походе, в битве мы ожидаем от других проявления именно этих качеств, они выходят на первый план. Недаром возникло выражение «я бы с тобой в разведку пошел». В разведку отправишься не с каждым, а лишь с тем, кто добр, честен, предан, всегда готов протянуть руку помощи, подставить плечо и не будет требовать платы за то, что разжигал костер или помог преодолеть болото. Если в команде обнаруживается «слабое звено» — под угрозой оказывается достижение цели и само существование всей команды.


Зачем нужны нравственные качества?

Чтобы воспитывать детей. Никто не хочет вырастить бесчестных, жестоких и беспринципных людей, думающих только о материальной выгоде. Но если в обществе и в семье нет примера проявления этих качеств, если во главу угла поставлена прибыль или получение удовольствия — дети не узнают, что значит быть смелыми, добрыми, верными, и не смогут такими стать. С этой точки зрения очень важно, чтобы нравственные качества проявляли не только обычные граждане, родители, но и представители власти и большого бизнеса. Народ всегда оценивает свою элиту, а молодежь стремится ей подражать. Негативные действия и слова того, кто называет себя элитой и при этом не стремится к нравственному здоровью, копируются в массовом масштабе. Оценка людей не по заслугам перед Отечеством и уровню мышления, а по ботинкам и размеру счета в банке – проявление дегенеративных процессов глобального масштаба, на уровне всего общества. Это грозит тем, что общество может превратиться в большую психиатрическую клинику. (Такие «клиники» появляются сегодня под названием «элитные коттеджные охраняемые поселки». Очень забавно, что охрана этих поселков может рассматриваться двояко: жителей поселков охраняют от внешнего мира или, наоборот, внешний мир охраняют от жителей этих поселков).

Чтобы успешнее управлять организацией. В этом смысле необходимо особо выделить связь между такими нравственными качествами, как бескорыстие и самоотверженность, и уровнем управляющего и даже наличием способности к управлению вообще. Способность к управлению может проявиться и максимально раскрыться, а управление достичь наилучших результатов только при условии бескорыстного стремления организовать какой-либо процесс или улучшить его. Если руководитель не бескорыстен, он не сможет руководить, он сможет только набивать свои карманы. Реальный успех того или иного дела возможен лишь тогда, когда ваша цель не связана исключительно с получением прибыли. В противном случае вы рискуете своим нравственным и психическим здоровьем.

Бескорыстие и самоотверженность – очень важные качества, как для рядовых граждан, так и для руководителей самого разного уровня. Более того, у руководителя они должны доминировать. Если рядовые члены общества назначают себе цену, уподобляясь бананам в магазине, можно допустить, что они демонстрируют продажность, просто следуя моде или ориентируясь на элиту. Если же, как пучок укропа на рынке, начинает продаваться руководитель, речь идет о социальной катастрофе.

Неспособность проявлять бескорыстие и самоотверженность всегда свидетельствует о психологических проблемах или откровенном психическом нездоровье отдельного человека. Если эти качества отсутствуют в масштабе общества, это перерастает в социальную и демографическую катастрофу, поскольку психически неполноценные индивиды не могут производить на свет здоровое потомство. Такое нравственно ущербное общество неминуемо вступает на путь вырождения.

Чтобы более масштабно видеть ситуацию и выделять те важные и даже принципиальные моменты, которые безнравственный человек просто не заметит. От степени развитости в человеке нравственных качеств зависит то, как он оценит сложившиеся обстоятельства, как расставит приоритеты и в какую зону направит свое внимание. В одной и той же ситуации (например, став адресатом просьбы о помощи от некоммерческой структуры, занимающейся оздоровлением детей) тот, кто нацелен на выгоду, увидит, что здесь ее извлечь нельзя, — и откажет. А тот, кто хочет действовать на благо общества, увидит возможность улучшить здоровье детей (в том числе и собственных) — и будет действовать соответственно.

Вложение сил и средств в программы, направленные на помощь матерям в их самом важном деле — выращивании здоровых детей — на сегодняшний день является самым нравственным поступком. Здоровых детей с каждым годом становится все меньше и меньше, а это значит, что наше общество все ближе к той самой социальной и демографической катастрофе, о которой мы упоминали выше. Если нет здоровых детей — не будет и полноценных взрослых, а ведь именно они, психически и физически здоровые люди, способны нести на своих плечах груз ответственности за будущее страны и реализовывать конкретную программу действий. Именно они могут поднимать сельское хозяйство, налаживать производство, восстанавливать загрязненную окружающую среду и делать многое другое. Обладая психическим здоровьем, а значит, и адекватным мировосприятием, они смогут решить все проблемы, с которыми столкнутся в жизни. Что очень важно – они смогут помочь и другим членам сообщества, которые уже или еще не располагают достаточными силами и энергией.

Чтобы успешно действовать в трудных ситуациях. Когда речь идет о выживании, никто не спрашивает: «А какое материальное вознаграждение я получу за те или иные действия?». Люди или действуют сообща, соблюдая при этом нравственный кодекс, — или терпят поражение.

Подведем итог

Проявление нравственных качеств чрезвычайно важно для поддержки и сохранения здоровья и целостности психики. В свою очередь состояние психики теснейшим образом связано с поведением – дурные поступки инициируют деструктивные изменения в головном мозге и, наоборот, позитивные поступки в итоге могут привести к оздоровлению психики. Более того, информация о нравственности как необходимой составляющей психического здоровья человека заключена в его геноме. Поэтому не надо искать внешнего врага, который хочет вам навредить – надо приложить все усилия для контроля своего собственного поведения, потому что хроническое проявление безнравственности приводит к полному разрушению психики и подводит человека к черте безумия. Разрушение психического здоровья влечет за собой разрушение и здоровья физического, если даже оно было в отличном состоянии. Из этого следует, что у человека нет большего врага, чем он сам.

В целях личной безопасности каждый должен осмыслить то, какие нравственные качества он проявляет, и для начала составить список добрых дел, которые совершил, повинуясь нравственному порыву. Если такие поступки совершались, значит, не все потеряно. Также критерием относительного психического благополучия человека является мерка, по которой он оценивает людей. В нашем обществе, как правило, людей оценивают не по нравственным достоинствам, уровню мышления и разумности деятельности, а по стоимости автомобиля и размеру счета в банке. И это одно из проявлений глобальных дегенеративных процессов в обществе, которых следует опасаться. Если же у человека вопреки сложившемуся общественному мнению вызывают уважение не лоск костюма или должность, а нравственные поступки людей, значит, он подкрепил свой шанс сохранить здоровье психики.

Осознание важности нравственного здоровья нужно для решения и более масштабных задач. Сегодня Россия находится в трудной ситуации. Речь без преувеличения идет о выживании. Наступил момент, когда думать только о личном благе — значит демонстрировать не только узость мышления, но и откровенно способствовать скорейшей реализации процесса самоуничтожения. Смотреть на ситуацию надо шире — на то, каким образом своими конкретными действиями можно помочь своей стране и своему народу. Сейчас как никогда нам необходимо проявлять нравственные качества — по отношению как к конкретным людям, так и к структурам и объединениям, приносящим пользу обществу. Честность и добросердечие, верность и смелость, бескорыстие и взаимопомощь — все это не просто «красивые слова», как нам пытаются внушить те, кто заинтересован в процветании дегенеративных процессов. Это те свойства человеческой натуры, которые сейчас как никогда востребованы. Проявляя их, мы реализуем шанс оздоровить общество и справиться с социальными проблемами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий