Как и ожидалось, на статью была реакция и даже завязались некоторые
обсуждения в Фейсбук и в личной переписке. В связи с этим хочу обратить
внимание читателей, что это не моя статья! Статью писала Эльмира Гусенко, а
помогала ей подруга, которая является жительницей Индии. Именно поэтому в
статье материал о варнах в Индии проработан более подробно и, в том числе,
изложены представления о связи между варной и реинкарнационным опытом души
человека, которые там бытуют. Поскольку Эля погибла и не может дать пояснений
по отдельным пунктам своей статьи, эти пояснения постараюсь дать я, если уж
являлась ее редактором и опубликовала в своем блоге. Мои пояснения будут
касаться тех пунктов, которые со мной обсуждались автором и мне известны. Итак
начнем.
Касты, варны и сословия
Во-первых, у читателей статьи возникла некоторая путаница со
значением слов «касты», «варны» и «сословия». В Индии варна или цвет – это
крупная социальная группа. Брамины, кшатрии, вайшья и шудры – это как раз
варновое деление общества. Согласно легенде, варны произошли от первочеловека
Пуруши:
Самое первое и раннее упоминание о варнах содержится в ригведийском гимне “Пурушасукта”, в котором повествуется о происхождении варн из частей тела мифического первочеловека Пуруши. Брахманы — из уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ступней.
Самое первое и раннее упоминание о варнах содержится в ригведийском гимне “Пурушасукта”, в котором повествуется о происхождении варн из частей тела мифического первочеловека Пуруши. Брахманы — из уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ступней.
Каждая варна имеет свой цвет:
·
белый
цвет брахманов — благость и мудрость; это посвященные, учёные, подвижники;
·
красный
цвет кшатриев — страсть и разумность; это воины и правители;
·
жёлтый
цвет вайшья — приземленность и расчетливость; это земледельцы,
ремесленники, торговцы;
·
чёрный цвет
шудр — темнота; это слуги, наёмные рабочие.
Представителей первых 3 варн (браминов, кшатриев и вайшья)
называли дваждырожденными.
А вот еще отрывок, описывающий обязанности представителей
каждой варны:
«В «Законах Ману» создание варн и распределение по ним
описывается следующим образом: «А ради
процветания миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бёдер и ступней
брахмана, кшатрия, вайшью и шудру <…> А для сохранения всей этой
вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил
особые занятия. Обучение, изучение [вед], жертвоприношение для себя и
жертвоприношение для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для
брахманов. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение
[вед] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота,
и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед], торговлю,
ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал
для шудр — служение этим варнам со смирением» (Законы Ману). То есть
определение варны соотносится с родом социальной деятельности».
В Европе и России к понятию «варна» очень близко понятие
«сословие». Первоначально общество делили на 3 сословия: посвященные, воины и
простолюдины.
«Каста» – это подсословное деление. В Индии каждая варна делится на множество каст. Обычно, каста соответствует какой-либо профессии или роду деятельности. Например, среди вайшья существуют каста торговцев специями, каста производителей женской обуви, каста торговцев обувью, каста производителей посуды, каста торговцев овощами и т.д. В России очень часто используют слово «каста», подразумевая сословное разделение общества, что не идентично значению этого слова в Индии.
«Каста» – это подсословное деление. В Индии каждая варна делится на множество каст. Обычно, каста соответствует какой-либо профессии или роду деятельности. Например, среди вайшья существуют каста торговцев специями, каста производителей женской обуви, каста торговцев обувью, каста производителей посуды, каста торговцев овощами и т.д. В России очень часто используют слово «каста», подразумевая сословное разделение общества, что не идентично значению этого слова в Индии.
Неприкасаемые в Индии
Второй вопрос возник по-поводу социальной прослойки неприкасаемых в Индии, которые фактически являются сословием, однако, ни к одной варне не
относятся. Да, действительно, можно считать, что в Индии есть не 4, а 5 варн и
самая низшая из них – это неприкасаемые,
которых не относят ни к одной варне, однако, они существуют и их можно считать
особой варной вне варн. Предполагается, что сословие неприкасаемых возникло из чужестнацев, переселившихся на территорию Индии в древние времена. Поскольку
они были пришлыми, то могли расцениваться как чужеземцы или рабы и были
выделены в бесправное сословие вне сословий. Разбойников и преступников,
словом, криминал, тоже относят к неприкасаемым.
Сословия феодальной Европы
Возник также вопрос по поводу сословий в феодальной Европе.
В статье указаны 4 сословия, хотя официально считалось, что сословий 3, как и
показано на картинке. Откуда же в статье «Касты – ключ к блгополучию» взялось
сословие под названием «чернь»? Из исследования этнографических и исторических
источников. В ходе сбора информации автор статьи выяснила, что в Европе
существовало такое же сословие вне сословий, как и в Индии, с той лишь
разницей, что в Индии это неприкасаемые, а в Европе – это чернь. Чернью
называли пленников-рабов, т.е. чужестранцев, которые ничего не знали о местной
культуре и говорили на другом языке. Фактически, чернь – это тоже цвет,
характеризующий темноту (помните, в Индии шудры – это черный цвет, темнота!). В
какой-то момент времени чернью стали называть не только чужеземных пленников,
но и невежественную непросвещенную часть соплеменников низших сословий, не
обладающих знаниями и нежелающих учиться. Имелось это понятие и в Древней Руси.
Например, в истории Великого Новгорода есть описания вечевых сборов, которые
нередко заканчивались мятежами невежественной черни – ведь на этих собраниях ее
представителей было подавляющее большинство!
Связь между варнами и реинкарнационным опытом
Возник также вопрос о связи между варновым делением общества
в Индии и реинкарнационным опытом. Вот что, например, написали в комментарии: "Конечно, вопрос реинкарнации и
"духовного опыта рождений" - это вопрос веры. Но даже в этом случае
личность живёт один раз. Взятый из праха в прах возвращается".
Идея о связи между количеством воплощений человека и его варной не выдумана из воздуха, она соответствует философии йоги, основанной на древнем мистическом опыте, поэтому его нельзя считать исключительно вопросом веры. В Индии и на Тибете сохранились представления о том, что варна человека определяется именно числом его воплощений и является отражением возраста его души:
- шудра – это детство
- вайшья – это юношество
- кшатрий – это зрелость
- брахман – это мудрость.
Существовало представление о том, сколько нужно воплощений,
чтобы перейти из одной варны в другую. Так, считалось, если человек живет праведно,
накапливая позитивный опыт от воплощения к воплощению, ему нужно 40 воплощений,
чтобы завершить свой земной путь и выйти из колеса Сансары, т.е. из колеса
перевоплощений. Для перехода из одной варны в другую требовалось примерно 10
воплощений. Указывается, что шудру
всегда есть куда расти, а брамину всегда есть куда падать. Это означает,
что человек может оступаться, совершать ошибки и преступления, что отбрасывает
его назад и отдаляет от возможности повышения уровня своей варны. Таким
образом, чтобы, например, из варны шудр перейти в варну вайшья кому-то нужно 10
воплощений, а кому-то 50. Если человек постоянно совершает преступления, он
теряет духовную энергию и не может накопить необходимый энергетический ресурс
для варнового перехода. Раскрытие у человека чакр – энергетических центров,
также связывалось с количеством воплощений и праведностью жизни человека.
Биологические основы ранговой системы
Возник также вопрос о связи «цвета штанов» с биологическими
законами. Существуют ли инстинктивные программы поведения или другая объективная
основа для рангового деления сообщества? Да, такая основа существует во всем
биологическом мире. Например, сообщества млекопитающих делятся на альфа-, бета-
и омега-особей, т.е. доминантов, субдоминантов и субординантов. В свою очередь
сообщество делится на А и Б психотипы. Доминанты и субординанты принадлежат к А
типу, а субдоминанты – к типу Б. Субдоминанты во всех сообществах представляют
собой наиболее интеллектуальную часть группы, так сказать, костяк выживаемости.
Ранговость и иерархия социальной группы эволюционно формировались у биологических видов, живущих сообществами, и являются закономерными явлениями,
которые не могут быть не представлены комплексом врожденных ожиданий и
инстинктивных программ поведения, регулируемых бессознательной сферой психики.
Все вышесказанное относится и к человеку, поскольку человек – существо
социальное!
Кроме этого у детей существуют врожденные ожидания
определенной структуры социума, а также врожденные программы поведения соответствующие
представителю того или иного ранга. Поскольку эти врожденные ожидания
проявляются у всех детей без исключения, это свидетельствует о наличии под ними
объективной основы.
Проявление врожденных программ, направленных на определение
своего места в обществе, по сути, мы видим каждый день в виде соревнований,
конкуренции, повышения в должности и т.д. Поэтому как не крути, а без «цвета
штанов» не обойтись. Другое дело, что в человеческой популяции есть разница
между декларируемым рангом и реальным. Это большая недоработка и заблуждение,
которое пока еще никого к добру не привело. Все было бы намного лучше, если бы
социальная структура учитывала биологические особенности человека и его
подлинный ранг. Например, брамины, которыми в современном обществе являются
исследователи и ученые – это люди, которые обязаны заниматься познанием и жить
на полном обеспечении общества. Им не обязательно что-либо производить, это интеллектуалы, которые спокойно могут прожить
без общества, а вот общество без них прожить никак не может! Представители
рангов кшатриев и вайшья обязаны жертвовать и обеспечивать браминов всем
необходимым, а не жадничать себе в ущерб. От адекватного распределения социальных ролей
общество только выиграет!
Кто и как определял варну человека
Возник также вопрос о том, кто и как определял варну
человека. Опишу вкратце. Системы определения социального ранга существовали в
древнем мире повсеместно: и у древних ариев, и в Древнем Египте, и в Тибете, и
в Древней Индии и т.д. В Древней Индии варну определяли брахманы. Они обладали
способностью видеть цвет ауры и свечение раскрытых чакр, что и позволяло им
определить варну человека.
В ведическом обществе,
варна, первоначально, не определялась по родителям. Новорожденного приносили к
брахману, и тот, обладая тонким видением, смотрел на цвет ауры, и оценивал
уровень развития души, и, соответственно, делал выводы о том, какие уроки ей
нужно здесь получить, в рамках какой варны этому человеку нужно искать своё
место в жизни.
Кроме этого существовали и другие традиционные методы
определения варны человека и рода его занятий в раннем возрасте. Сохранились
инициационные обряды, которые проводили при исполнении ребенку года, трех и
шести или семи лет. Упоминания об этих обрядах и их описание имеется в
этнографической литературе. Основывались эти обряды на объективном явлении
реинкарнационных воспоминаний у детей дошкольного возраста, а также их
внутренней оценке своего ранга.
Если учитывать наличие рангов, то кто может учить материнскому искусству?
И еще один вопрос – кто может учить материнскому искусству,
принимать роды и т.д.? Учить, в смысле передавать знания, могут только брамины.
Опытные кшатрии могут учить молодых кшатриев воинскому искусству или инженерному
делу, а опытные вайшья могут учить молодых вайшья торговать и производить
товары. Что касается материнского искусства, то передавать материнские знания
может только женщина-брамин. Вайшья и кшатрии не могут передавать духовные
знания или учить материнскому искусству и, тем более, брать за это деньги. Учить
– это дело браминов! Брамин живет за счет пожертвований и общество обязано его
обеспечивать, чтобы самому обществу хорошо жилось. Однако брамин никого не
обслуживает, он является носителем знания и проявлением вселенского закона. Сколько
стоит истина? Нет таких материальных ценностей, чтобы это оценить или оплатить!
Поэтому пожертвование носителю знаний за обучение – это польза, в первую
очередь, для самого жертвователя. Ну а платить вайшье за обман, когда он прикидывается
брамином и типа передает знания – это содействие его преступлению!
Духовные школы и родительские центры, которые сегодня в
большом количестве образовывают торговцы, видя в этом удачный способ
подзаработать деньжат, это не те места, где можно научиться чему-либо путному.
Вайшья должны жертвовать, тем самым обеспечивая браминов и воинов, а не
наоборот. При отсутствии в обществе разумного определения социальных рангов
получается так, что вайшья не выполняют свои социальные функции. Более того,
они, порой, эксплуатируют и обирают браминов и воинов, да еще и нагло этим
кичатся! Вайшья априори не способны передавать знания – у них нет к ним
доступа! И это запрет свыше. Они хорошо умеют производить материальные ценности
и торговать, измышляя ловкие рекламные трюки, чтобы втюхать свой товар. Поэтому
они успешно организуют родительские центры и просто торгуют «услугами». Брамины
же никогда не занимаются рекламой, не втюхивают товары и, тем более, свои
знания. Они слишком умны и развиты для того, чтобы это делать.
Ну и для того, чтобы ярче представить себе картину, каково
это получать знания от простолюдина или торгаша, рекомендую посмотреть первый
фильм «Пришельцы» от 1993 года с Жаном Рено. Рыцарь и король – это типичные
воины, Жакуй и его потомок – это типичные представители простолюдинов, а Маг –
это брамин. А теперь представьте себе, что Жакуй обучает вас материнскому
искусству или преподает физику и инженерное дело. Стали бы вы учиться у такого
преподавателя, пусть даже в хорошем пиджаке от Кристиана Диор? Или все же гораздо логичнее учиться у Мага?