воскресенье, 16 июля 2017 г.

По следам статьи «Касты – ключ к благополучию»

Как и ожидалось, на статью была реакция и даже завязались некоторые обсуждения в Фейсбук и в личной переписке. В связи с этим хочу обратить внимание читателей, что это не моя статья! Статью писала Эльмира Гусенко, а помогала ей подруга, которая является жительницей Индии. Именно поэтому в статье материал о варнах в Индии проработан более подробно и, в том числе, изложены представления о связи между варной и реинкарнационным опытом души человека, которые там бытуют. Поскольку Эля погибла и не может дать пояснений по отдельным пунктам своей статьи, эти пояснения постараюсь дать я, если уж являлась ее редактором и опубликовала в своем блоге. Мои пояснения будут касаться тех пунктов, которые со мной обсуждались автором и мне известны. Итак начнем.

Касты, варны и сословия

Во-первых, у читателей статьи возникла некоторая путаница со значением слов «касты», «варны» и «сословия». В Индии варна или цвет – это крупная социальная группа. Брамины, кшатрии, вайшья и шудры – это как раз варновое деление общества. Согласно легенде, варны произошли от первочеловека Пуруши:

Самое первое и раннее упоминание о варнах содержится в ригведийском гимне “Пурушасукта”, в котором повествуется о происхождении варн из частей тела мифического первочеловека Пуруши. Брахманы — из уст, кшатрии — из рук, вайшьи — из бедер, шудры — из ступней.

Каждая варна имеет свой цвет:
·      белый цвет брахманов — благость и мудрость; это посвященные, учёные, подвижники;
·      красный цвет кшатриев — страсть и разумность; это воины и правители;
·      жёлтый цвет вайшья — приземленность и расчетливость; это земледельцы, ремесленники, торговцы;
·      чёрный цвет шудр — темнота; это слуги, наёмные рабочие.

Представителей первых 3 варн (браминов, кшатриев и вайшья) называли дваждырожденными.

А вот еще отрывок, описывающий обязанности представителей каждой варны:
«В «Законах Ману» создание варн и распределение по ним описывается следующим образом: «А ради процветания миров он [Брахма] создал из своих уст, рук, бёдер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру <…> А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рождённых от уст, рук, бёдер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение [вед], жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение [милостыни] он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед] и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота, и также раздачу [милостыни], жертвоприношение, изучение [вед], торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшья. Но только одно занятие владыка указал для шудр — служение этим варнам со смирением» (Законы Ману). То есть определение варны соотносится с родом социальной деятельности».

В Европе и России к понятию «варна» очень близко понятие «сословие». Первоначально общество делили на 3 сословия: посвященные, воины и простолюдины.

«Каста» – это подсословное деление. В Индии каждая варна делится на множество каст. Обычно, каста соответствует какой-либо профессии или роду деятельности. Например, среди вайшья существуют каста торговцев специями, каста производителей женской обуви, каста торговцев обувью, каста производителей посуды, каста торговцев овощами и т.д. В России очень часто используют слово «каста», подразумевая сословное разделение общества, что не идентично значению этого слова в Индии.

Неприкасаемые в Индии

Второй вопрос возник по-поводу социальной прослойки неприкасаемых в Индии, которые фактически являются сословием, однако, ни к одной варне не относятся. Да, действительно, можно считать, что в Индии есть не 4, а 5 варн и самая низшая из них – это  неприкасаемые, которых не относят ни к одной варне, однако, они существуют и их можно считать особой варной вне варн. Предполагается, что сословие неприкасаемых возникло из чужестнацев, переселившихся на территорию Индии в древние времена. Поскольку они были пришлыми, то могли расцениваться как чужеземцы или рабы и были выделены в бесправное сословие вне сословий. Разбойников и преступников, словом, криминал, тоже относят к неприкасаемым.

Сословия феодальной Европы

Возник также вопрос по поводу сословий в феодальной Европе. В статье указаны 4 сословия, хотя официально считалось, что сословий 3, как и показано на картинке. Откуда же в статье «Касты – ключ к блгополучию» взялось сословие под названием «чернь»? Из исследования этнографических и исторических источников. В ходе сбора информации автор статьи выяснила, что в Европе существовало такое же сословие вне сословий, как и в Индии, с той лишь разницей, что в Индии это неприкасаемые, а в Европе – это чернь. Чернью называли пленников-рабов, т.е. чужестранцев, которые ничего не знали о местной культуре и говорили на другом языке. Фактически, чернь – это тоже цвет, характеризующий темноту (помните, в Индии шудры – это черный цвет, темнота!). В какой-то момент времени чернью стали называть не только чужеземных пленников, но и невежественную непросвещенную часть соплеменников низших сословий, не обладающих знаниями и нежелающих учиться. Имелось это понятие и в Древней Руси. Например, в истории Великого Новгорода есть описания вечевых сборов, которые нередко заканчивались мятежами невежественной черни – ведь на этих собраниях ее представителей было подавляющее большинство!

Связь между варнами и реинкарнационным опытом

Возник также вопрос о связи между варновым делением общества в Индии и реинкарнационным опытом. Вот что, например, написали в комментарии: "Конечно, вопрос реинкарнации и "духовного опыта рождений" - это вопрос веры. Но даже в этом случае личность живёт один раз. Взятый из праха в прах возвращается".

Идея о связи между количеством воплощений человека и его варной не выдумана из воздуха, она соответствует философии йоги, основанной на древнем мистическом опыте, поэтому его нельзя считать исключительно вопросом веры. В Индии и на Тибете сохранились представления о том, что варна человека определяется именно числом его воплощений и является отражением возраста его души:
- шудра – это детство
- вайшья – это юношество
- кшатрий – это зрелость
- брахман – это мудрость.

Существовало представление о том, сколько нужно воплощений, чтобы перейти из одной варны в другую. Так, считалось, если человек живет праведно, накапливая позитивный опыт от воплощения к воплощению, ему нужно 40 воплощений, чтобы завершить свой земной путь и выйти из колеса Сансары, т.е. из колеса перевоплощений. Для перехода из одной варны в другую требовалось примерно 10 воплощений. Указывается, что шудру всегда есть куда расти, а брамину всегда есть куда падать. Это означает, что человек может оступаться, совершать ошибки и преступления, что отбрасывает его назад и отдаляет от возможности повышения уровня своей варны. Таким образом, чтобы, например, из варны шудр перейти в варну вайшья кому-то нужно 10 воплощений, а кому-то 50. Если человек постоянно совершает преступления, он теряет духовную энергию и не может накопить необходимый энергетический ресурс для варнового перехода. Раскрытие у человека чакр – энергетических центров, также связывалось с количеством воплощений и праведностью жизни человека.

Биологические основы ранговой системы

Возник также вопрос о связи «цвета штанов» с биологическими законами. Существуют ли инстинктивные программы поведения или другая объективная основа для рангового деления сообщества? Да, такая основа существует во всем биологическом мире. Например, сообщества млекопитающих делятся на альфа-, бета- и омега-особей, т.е. доминантов, субдоминантов и субординантов. В свою очередь сообщество делится на А и Б психотипы. Доминанты и субординанты принадлежат к А типу, а субдоминанты – к типу Б. Субдоминанты во всех сообществах представляют собой наиболее интеллектуальную часть группы, так сказать, костяк выживаемости. Ранговость и иерархия социальной группы эволюционно формировались у биологических видов, живущих сообществами, и являются закономерными явлениями, которые не могут быть не представлены комплексом врожденных ожиданий и инстинктивных программ поведения, регулируемых бессознательной сферой психики. Все вышесказанное относится и к человеку, поскольку человек – существо социальное!

Кроме этого у детей существуют врожденные ожидания определенной структуры социума, а также врожденные программы поведения соответствующие представителю того или иного ранга. Поскольку эти врожденные ожидания проявляются у всех детей без исключения, это свидетельствует о наличии под ними объективной основы.

Проявление врожденных программ, направленных на определение своего места в обществе, по сути, мы видим каждый день в виде соревнований, конкуренции, повышения в должности и т.д. Поэтому как не крути, а без «цвета штанов» не обойтись. Другое дело, что в человеческой популяции есть разница между декларируемым рангом и реальным. Это большая недоработка и заблуждение, которое пока еще никого к добру не привело. Все было бы намного лучше, если бы социальная структура учитывала биологические особенности человека и его подлинный ранг. Например, брамины, которыми в современном обществе являются исследователи и ученые – это люди, которые обязаны заниматься познанием и жить на полном обеспечении общества. Им не обязательно что-либо производить, это интеллектуалы, которые спокойно могут прожить без общества, а вот общество без них прожить никак не может! Представители рангов кшатриев и вайшья обязаны жертвовать и обеспечивать браминов всем необходимым, а не жадничать себе в ущерб. От адекватного распределения социальных ролей общество только выиграет!

Кто и как определял варну человека

Возник также вопрос о том, кто и как определял варну человека. Опишу вкратце. Системы определения социального ранга существовали в древнем мире повсеместно: и у древних ариев, и в Древнем Египте, и в Тибете, и в Древней Индии и т.д. В Древней Индии варну определяли брахманы. Они обладали способностью видеть цвет ауры и свечение раскрытых чакр, что и позволяло им определить варну человека.

В ведическом обществе, варна, первоначально, не определялась по родителям. Новорожденного приносили к брахману, и тот, обладая тонким видением, смотрел на цвет ауры, и оценивал уровень развития души, и, соответственно, делал выводы о том, какие уроки ей нужно здесь получить, в рамках какой варны этому человеку нужно искать своё место в жизни.

Кроме этого существовали и другие традиционные методы определения варны человека и рода его занятий в раннем возрасте. Сохранились инициационные обряды, которые проводили при исполнении ребенку года, трех и шести или семи лет. Упоминания об этих обрядах и их описание имеется в этнографической литературе. Основывались эти обряды на объективном явлении реинкарнационных воспоминаний у детей дошкольного возраста, а также их внутренней оценке своего ранга.

Если учитывать наличие рангов, то кто может учить материнскому искусству?

И еще один вопрос – кто может учить материнскому искусству, принимать роды и т.д.? Учить, в смысле передавать знания, могут только брамины. Опытные кшатрии могут учить молодых кшатриев воинскому искусству или инженерному делу, а опытные вайшья могут учить молодых вайшья торговать и производить товары. Что касается материнского искусства, то передавать материнские знания может только женщина-брамин. Вайшья и кшатрии не могут передавать духовные знания или учить материнскому искусству и, тем более, брать за это деньги. Учить – это дело браминов! Брамин живет за счет пожертвований и общество обязано его обеспечивать, чтобы самому обществу хорошо жилось. Однако брамин никого не обслуживает, он является носителем знания и проявлением вселенского закона. Сколько стоит истина? Нет таких материальных ценностей, чтобы это оценить или оплатить! Поэтому пожертвование носителю знаний за обучение – это польза, в первую очередь, для самого жертвователя. Ну а платить вайшье за обман, когда он прикидывается брамином и типа передает знания – это содействие его преступлению!

Духовные школы и родительские центры, которые сегодня в большом количестве образовывают торговцы, видя в этом удачный способ подзаработать деньжат, это не те места, где можно научиться чему-либо путному. Вайшья должны жертвовать, тем самым обеспечивая браминов и воинов, а не наоборот. При отсутствии в обществе разумного определения социальных рангов получается так, что вайшья не выполняют свои социальные функции. Более того, они, порой, эксплуатируют и обирают браминов и воинов, да еще и нагло этим кичатся! Вайшья априори не способны передавать знания – у них нет к ним доступа! И это запрет свыше. Они хорошо умеют производить материальные ценности и торговать, измышляя ловкие рекламные трюки, чтобы втюхать свой товар. Поэтому они успешно организуют родительские центры и просто торгуют «услугами». Брамины же никогда не занимаются рекламой, не втюхивают товары и, тем более, свои знания. Они слишком умны и развиты для того, чтобы это делать.

Ну и для того, чтобы ярче представить себе картину, каково это получать знания от простолюдина или торгаша, рекомендую посмотреть первый фильм «Пришельцы» от 1993 года с Жаном Рено. Рыцарь и король – это типичные воины, Жакуй и его потомок – это типичные представители простолюдинов, а Маг – это брамин. А теперь представьте себе, что Жакуй обучает вас материнскому искусству или преподает физику и инженерное дело. Стали бы вы учиться у такого преподавателя, пусть даже в хорошем пиджаке от Кристиана Диор? Или все же гораздо логичнее учиться у Мага?

пятница, 7 июля 2017 г.

Поздравляю с Купалой - Ярилой!

Поздравляю всех, кто помнит о наших национальных традициях, с праздником Ивана Купалы или Ярилиным днем! Это праздник солярного цикла, празднование которого приносит в ваш дом благополучие, плодородие, исцеление от всех болезней и крепкое здоровье.

Купальский праздник издревле был одним из самых ярких и почитаемых у восточных славян. Значимость праздника обусловливалась тем, что он отмечался на рубеже двух периодов солнечного годового цикла, который лежал в основе древнего земледельческого календаря. Это время наивысшей солнечной активности с последующим изменением движения солнца по небосводу, которое, как полагал народ, поворачивало или «сдвигалось» на зиму. В результате такого «сдвига» светило в последующие месяцы года постепенно «угасало»: день становился короче, а ночь длиннее.

Читать далее ....



Исследования Жанны Цареградской и Центра "Рожана"

Центр "Рожана" - это исследовательская организация, которая помимо этого занималась еще и общественно полезной деятельностью. Исследования проводила я, как научный руководитель, совместно с группой сотрудников Центра и секретарей-референтов. Приглашаю моих читателей в общих чертах познакомиться с исследованиями, которые проводились и продолжают проводиться в нашем Центре под моим руководством.