Страницы

суббота, 2 февраля 2019 г.

Вначале было слово ...

Статья была написана в 1997 году. Вышла в свет в 2016 году на сайте Проза.ру

В этой статье мы поведем речь о значении языка и о смысле известной фразы «Вначале было слово…». Для того, чтобы разобраться, какой смысл она в себе заключает, нам нужно будет обратиться к мифу о происхождении мира и современным научным гипотезам о возникновении Вселенной, а также рассмотреть связь между языком, генетикой и сотворением мира.


ИЗНАЧАЛЬНОЕ СЛОВО И РОЖДЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ
Многим известен библейский миф о сотворении мира, который относится к поздним мифам и основан на мифах предшествовавших ему натуральных философий, а это значит, что он сохранил в себе частицу древнего знания. В библейском мифе есть фраза «В начале было Слово, и слово было у Бога, и слово было Бог...". Что же подразумевалось под этим «первым Словом»? Для лучшего понимания смысла этой фразы нам стоит сказать несколько слов о том, как формировались древние добиблейские мифы.

Не нужно думать, что комплекс добиблейских знаний был разрозненным набором отдельных фактов или фантазий, далеких от реальности. Это не так. Все натуральные философии, предшественники современных авраамических религий и, по сути, их основа, являлись логичными и взаимосвязанными системами миросозерцания. В основу всех древних мифов о происхождении Вселенной легли объективные знания, которые наши древние прародители черпали из наблюдений за небесными светилами. Такое пристальное внимание к небу диктовалось практической необходимостью. Для людей, живших несколько десятков тысяч лет назад, ориентация в пространстве и времени, а также прогнозирование грядущих событий, были задачей куда более важной, чем для современного городского жителя. Астрономические знания, получаемые в результате длительных и детальных наблюдений за небом, легли в основу изначального мифа о сотворении мира. Миф отражал не только объективные знания, но и философский подход ко Вселенной и живущему в ней человеку. Эти знания передавались не в прямом, а в иносказательном виде с использованием философских обобщений. Ключ к пониманию космогонического мифа скрыт в особенностях мышления наших предков, живших в союзе с природой, и языковых смысловых категориях, которые использовались ими в то далекое время. Поразительно, что мифы образным и доступным языком рассказывают о действительных событиях космического масштаба, которые подтверждаются современными научными исследованиями и мы увидим это далее.

Чтобы понять суть мифологического иносказания, надо искать подобия, т.е. вещи и явления близкие или родственные по своему смыслу. Слово – это, прежде всего, звук или акустическая волна, или пакет неких волн, распространяющийся в пространстве и во времени. Значит, под словом может подразумеваться некая волна или пакет волн, распространяемых на просторах Вселенной. Где же с точки зрения современной физики могло родиться это Первое Слово? волна или вибрация, охватывающая всею Вселенную, и как это согласуется с древним мифом?

Древнейшие космогонические мифы разных народов рассказывают нам о сходных версиях возникновения Вселенной, передают описание практически идентичных событий,  используя сходные образы. Например, все древние мифы повествуют о том, что изначально была пустота и тьма, небытие. Изначальный Бог спал в некоей колыбели, бесконечно малой точке – мировом яйце.  А затем он пробудился и из этого первоэлемента возникло все сущее. Поэтому наша Вселенная рассматривается как единое божество: "все есть во всем, все создано по подобию Божьему и во всем есть Бог". Многие мифы повествуют о возникновении огня и воды, из которых произошло все вещество заполнившее Вселенную. Далее в мифах описывается последовательность этапов творения мира с описанием, что и на каком этапе возникло. Это общий смысл всех древних мифов.

У славян,  равно как и у других народов, существовал миф о сотворении мира,  восходящий ко временам индоевропейского единства, а, возможно, и к более отдаленным временам. Поэтому славянская мифология имеет очень много общих черт с мифологией Индии. Хотя сведения о древних верованиях дошли до нас с большими утратами, но все же некоторая информация сохранилась. Славянский миф повествует о том, что изначально был только Бог Род, который находился в состоянии покоя или сна и был заключен в «яйце» или некоей точке-первоэлементе. Потом в назначенный срок он пробудился и породил весь космос. Бог Род – это безличная форма Всевышнего, который порождает Вселенную,  видимый и невидимый мир, и является одновременно отцом и матерью всех богов и всего явленного и неявленного мира. В индийской мифологии аналогичное божество называют Праджапати, т.е. Предок, Прародитель, Прадед. Первой Бог Род породил женскую энергию, которая олицетворена в Богине Ладе. Богиню Ладу довольно часто считают женской ипостасью Рода. Именно она является матерью всех богов или законов, которые рождались по мере развития Вселенной. Одним из первых богов, родившихся после Лады, был Сварог, который закрутил Колесо Времени. Он считался также Богом, сотворившим Поднебесное или Земное царство, покровителем огня и Богом-кузнецом.

А теперь давайте обратимся к научным гипотезам о происхождении Вселенной. Сегодня в науке доминирует теория Большого Взрыва, которая гласит, что когда-то Вселенная была заключена в одной точке и находилась в состоянии сингулярности, понять которое никто не в состоянии. По каким-то причинам наша Вселенная в течение нескольких секунд расширилась от размера электрона до шарообразного объекта диаметром в несколько сантиметров. Поскольку при невероятно быстром и непрерывно ускоряющемся расширении Вселенной,  которое сообщило ей огромные скорости разлета, все ее части разлетались как при взрыве, это событие получило название "Большой взрыв". Именно поэтому данная гипотеза также получила название «Теория Большого взрыва». Основанием для этой гипотезы стало открытие реликтового излучения, пронизывающего всю Вселенную – след от Большого Взрыва. По сути, реликтовое излучение является для космоса фоновым излучением, т.е. той самой первичной «вибрацией» или Первым Божьим Словом, которое разлетелось во все концы Вселенной и звучит в ней до сих пор.


ФОРМИРОВАНИЕ ГАЛАКТИК И ЗВЕЗД
Разлетаясь все больше и постепенно остывая, вещество Вселенной претерпевало дальнейшие изменения. Согласно общепринятой гипотезе по мере расширения и остывания происходило сжатие, растяжение и кручение первичного веществе Вселенной, в нем появлялись области пустот и скоплений. Неоднородности, появлявшиеся в веществе, послужили основой для формирования крупных космических объектов. Все эти процессы приводили к возникновению вторичных пакетов волн. Этот процесс разлета приводил к образованию таких космических объектов, как Галактики, звездные скопления, туманности и пр.

В древних мифах этот процесс отражается в рассказах о сотворении различных миров или различных небес. Например, в славянских мифах сохранились представления о:
·      Небесном мире, который в свою очередь делится на несколько уровней;
·      Поднебесье, т.е. земном мире;
·      Потустороннем мире, в котором живут различные духи и «мистические» существа;
·      Нижних мирах.

Описания всепорождающего Небесного царства, наполненного могучими скрытыми энергиями, вполне соотносится с описанием всепорождающего вакуума, которым заполнено космическое пространство. В физическом вакууме, как это ни парадоксально, заключен колоссальный энергетический потенциал. Наряду с энергиями огромной силы физический вакуум содержит гигантские разности давлений. Состояние вакуума, энергетический потенциал которого достиг величин, близких к максимальным, называют возбужденным или "ложным" вакуумом, или эфиром.  "Ложный"  вакуум неустойчив и способен порождать энергии невиданной силы.

К области Небесного царства относятся также галактические системы и наша Галактика Млечный Путь.  Информация о галактиках и других звездных системах была известна древним астрономам. Они очень хорошо знали, что мы живем в спиральной галактике. Эти знания сохранились в символике узоров, которые когда-то являлись письменами. В древних рисунках и узорах вышивок мы часто встречаем значок спирали, или спираль, прорисованную точками. Интересно, что на древних изображениях строения мира символ галактики расположен в верхней части, т.е. там, где находится небесный мир.

Одним из описаний Нижних миров в Мифе является рассказ о внутреннем устройстве нашей планеты. В нем говорится о подземных водах, о мантии и ядре Земли, где господствует жар (температуры около 5000 градусов). Кроме того, миф содержал сведения о движении материковых плит и других глобальных тектонических процессах. В этом смысле держателем Земли считался Юша-Змей, священный ящер. Это образное название сил подземного мира, заключенных в недрах Земли. От телодвижений подземного Ящера зависели движения материков, землетрясения, извержения вулканов, образование гор, мощные морские бури (если Юша-Змей пошевелится Мать Сыра Земля поворотится). Змей считался распорядителем всех земных недр, всех подземных богатств. Недаром в сказах Бажова мы встречаем Золотого Полоза повелителя подземных запасов золота и драгоценных камней, и Хозяйку Медной горы оборачивающуюся ящеркой.


ПРОПОРЦИИ «ЗОЛОТОГО СЕЧЕНИЯ» В КОСМОСЕ
В процессе второго акта творения Вселенной, к которому следует отнести процесс формирования крупных космических объектов, возник и следующий Вселенский закон. Возникновение нового закона происходило по точно такому же принципу, как деление струны пополам повышает тон звука на одну октаву. Следующим базовым законом для нашей Вселенной стал закон пропорций «золотого сечения», которое является особой, гармоничной "божественной пропорцией".

Золотое сечение было известно еще в древнем Вавилоне, а к нам пришло из Древней Греции, открытое Пифагором. Принцип «золотого сечения» состоит в особом делении отрезка. Если отрезок разделить так, чтобы длина его большей части являлась средним геометрическим между длиной всего отрезка и меньшей его частью, то отрезок разделен «золотым сечением». Другими словами, возьмем 2 числа и большее из них разделим на меньшее,  тогда, если отношение суммы этих 2-ух чисел к большему числу будет равно отношению большего числа к меньшему, то такое деление (или сечение) называется «золотым». Для более наглядного объяснения приведем расчёт:
a - большее число
b - меньшее число
a     a+b
– = ───  их отношение равно Ф.
b       a
Отношение Ф имеет значения 1,618 и -0,618.

Отношение Ф, оказывается не менее замечательно, чем число π (пи). О нем после Пифагора писали Платон, Поликлет, Евклид, Витрувий и многие другие. В новое время золотым сечением кроме Леонардо да Винчи интересовались также Дюрер и ряд других художников, скульпторов, архитекторов. В прошлом и нынешнем столетии «золотое сечение» снова привлекло пристальное внимание многих деятелей науки и искусства. Вызвано это тем, что всюду, где присутствует «золотое» число Ф, живые формы и произведения архитектуры приятны для глаза, отличаются явной гармоничностью и красотой. Более того, пропорции золотого сечения прослеживаются в строении галактик, звездных и планетарных систем.

Итак, дальнейшее преобразование вещества во Вселенной происходит в соответствии с пропорцией «золотого сечения». Подтверждением этому служат исследования астронома К.П.Бутусова. По его словам «частоты обращений планет и разности частот обращений образуют спектр с интервалом равным Ф, то есть спектр, построенный на основе золотого сечения. Иными словами, спектр гравитационных и акустических возмущений, создаваемых планетами, представляет собой консонансный аккорд, наиболее совершенный с эстетической точки зрения». Вызвана эта гармония, разумеется, вполне естественными причинами. Когда формировалась Солнечная система, в газопылевом облаке, окружающем Солнце, возникали волны, создаваемые Солнцем и зарождающимися планетами. Для устойчивости планетных орбит должны выполняться условия стационарности. Этого можно достичь при резонансе волн с периодом, равным периоду обращения планеты.

Следует обратить внимание на то, что принципу «золотого сечения» подчинено не только вещество, но и все волновые процессы, которые в действительности первичны по отношению к процессам, происходящим в веществе. Таким образом, не воспринимаемая нашим ухом «музыка небесных сфер», тем не менее, таит в себе глубокий смысл. В соответствии с этими выводами, нашей родной планете Земля, также сопутствует свой пакет волн, который создает вокруг Земли некое «звучащее» поле. В этом поле и под его воздействием живет и развивается все, что находится на Земле.


ПРОЯВЛЕНИЕ "БОЖЬЕГО СЛОВА" НА ЗЕМЛЕ
Если принять пропорции «золотого сечения» как «слово Божье», лежащее в основе творения всего мира, то оно встречается повсеместно в биосфере и геосфере Земли. Оно присутствует в строении кристаллов, в пропорциях человеческого тела, в расположении листьев на ветках и лепестках цветов, в причудливо завитой морской раковине, в рогах оленя и т.д. И это не случайно! Все, что есть на Земле, должно подчиняться всеобъемлющим законам природы, будь это огромный динозавр или одноклеточная водоросль.

В свое время Пьер Кюри сформулировал универсальный принцип (или закон) симметрии физических явлений. Суть принципа в том,  что "изучение реальных тел требует хорошего знакомства с той средой, в которой они образовались. Нельзя изучить природное тело в отрыве от породившей его среды... Симметрия порождающей среды  как бы накладывается на симметрию тела, формирующегося в этой среде. Получившаяся в результате форма тела сохраняет только те элементы своей собственной симметрии, которые совпадают с наложенными на него элементами симметрии среды".

Поэтому многие вещи и явления внешне могут быть очень похожи. Кристаллы, растения и животные развиваются на Земле и неминуемо отражают общие закономерности, ей свойственные и могут иметь похожие формы. Эти общие принципы касаются как биосферы вообще, так и каждого ее отдельного представителя, и каждой отдельной клетки.


ЧЕЛОВЕК, КАК ЧАСТЬ БИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ
Поскольку человек является частью биосферы Земли, на него распространяются все законы, определяющие жизнь биосферы. Клетка человека является многоуровневой структурой, огромную роль в формировании которой играет ядро, где находится наследственный аппарат состоящий из молекул ДНК. Помимо материальной основы ДНК имеет волновую структуру или морфогенетическое поле, имеющее электромагнитную и акустическую составляющую.

Морфогенетическое поле содержит в себе информацию о пространственной форме организма, управляет его ростом, развитием, возрастными изменениями и восстановлением при травмах. Ученые пришли к выводу, что оно порождено взаимодействием структуры ДНК с пространством. Именно ДНК (наследственный аппарат) является носителем поля, которое формирует клетки. В многоклеточном организме поля клеток накладываются друг на друга, образуя общее морфогенетическое поле живого существа. Первые разработки теории биологического поля были сделаны А.Г.Гурвичем и Н.К.Кольцовым. Их книга, посвященная этим проблемам, вышла еще в 1944 г. Благодаря современным исследованиям Гаряева, Казначеева, Шелдрейка и других ученых стало известно, что биологическое поле представляет собой чрезвычайно сложную волновую структуру,  состоящую из волн различной частоты и длины и подчиняющееся принципам «золотого сечения».

Таким образом, наследственность человека, помимо химического материала хромосом, может быть выражена в полевой субстанции, частью которой является гармоничный пакет акустических волн, согласованный с глобальными закономерностями, присущими нашей Вселенной. Накладываясь друг на друга, поля клеток образуют соборное акустическое поле. Если перевести эти вибрации в формат звуков, то получится, что тело человека «звучит». Из физиологии мы знаем, что «звучит» не только наследственный аппарат человека. Его мышечная ткань постоянно вибрирует, издавая высокочастотный звук.

Исходя из вышесказанного, можно смело заключить, что в наследственном аппарате человека и во всем его теле «звучит Слово Божье». И это то самое слово, которое впервые прозвучало при рождении Вселенной. Благодаря именно этому Слову все колебания, происходящие в живой материи, сохраняют «золотые пропорции» на уровне морфогенетических полей. На этом же уровне происходит передача наследственной информации, а также возникают живые вибрации, в результате которых тела живых существ «звучат». В свою очередь эти вибрационные процессы должны влиять и на все остальные проявления человека. И в этом смысле человеческая речь не является исключением.


СВЯЗЬ СЛОВА И ЯВЛЕНИЯ
Взгляд на язык как на живой организм, подчиняющийся естественным законам природы, восходит к глубокой древности. В эпоху античности в Греции и Риме слово и его значение считалось сущностью, неотъемлемой принадлежностью называемого им предмета, подобно его форме, цвету, составу, химическим и физическим свойствам.  В древнегреческой традиции это мнение было представлено в сочинениях стоиков и Гераклита, в древнеримской – в трактате Марка Теренция Варрона "О латинском языке". Во всех этих сочинениях явно прослеживается увлечение звукоподражанием (ономатопеей) и звуковым символизмом при толковании слов. Так, утверждалось, что греческая буква Ρρ (ро) якобы выражала порыв, движение, жесткость, а буква Λλ (лямбда) – нечто гладкое, мягкое.

Имея в распоряжении пакет акустических волн и вступая в контакт с окружающим миром, человек пытался выразить это в звуке. Первоосновой языка стали сигнальные крики, которые имеются практически у всех живых существ, включая человека. Эти крики изначально были значимыми: одни означали тревогу, другие призыв, третьи сигнализировали о пище, четвертые предупреждали об опасности и т.д. Содержательность звуковых сигналов возникла в весьма отдаленные периоды развития биосферы и возникла она из содержательности звуков природы.

Звуки природы не звучат сами по себе, они сопровождают какие-то явления: извержение вулкана или бег воды по камням, сверкание молнии или трепетанье листьев на ветру. А явления эти небезразличны даже нам, не говоря уже о животных. "Предчеловек" был почти полностью зависим от природы. Одни ее проявления угрожали его жизни, были опасными, страшными; другие, напротив, были безопасными, приятными, успокаивающими.

Опасные, устрашающие явления природы сопровождаются, как правило, звуками одного акустического типа,  а безопасные прямо противоположного. Извержение вулкана сопровождается низкими, сильными, немелодичными (грохочущими, шумными) звуками. Рычание, рев хищных зверей, раскаты грома, грохот горного обвала, шум урагана и шторма - все это звуки того же акустического типа.  А с другой стороны, пение птиц, журчание ручья, звон капели, крики мелких животных – звуки другого рода: высокие, негромкие, мелодичные. Быстрые действия и движения сопровождаются краткими, резкими звуками, медленные – протяжными, плавными.

Связь "явление звук" реализуется многократно. Поэтому на звуки мы реагируем, как на явления, этими звуками сопровождаемые. Причем на разные звуки – как на разные явления. На низкие, шумные и громкие звуки как на опасные, страшные, тревожные явления; на высокие, негромкие, мелодичные звуки как на приятные и безопасные. Итак, первоначально возможность наделить звук значением была заложена в восприятии человека на уровне установления связей между типами предметов, явлений и действий.

Со временем "человеческая" организация звуковых сигналов или символов начинает формироваться в по-настоящему языковые типы значений. Постепенно все более четко формируются звуки речи, оформляясь во все более конкретные формы и приобретая все более специфические значимости звучания в соответствии с акустическими характеристиками каждого отдельного звука речи (гласные более мелодичные, шумные и страшные Х,Ш,Ж, и т.п.).

Эти значимости поддерживаются произносительной мотивировкой, которая оказалась сходной с акустической. Например, громкие звуки уже по своим акустическим свойствам приобретают значимость "сильные,  агрессивные", а тут еще и артикуляция помогает: их произношение требует более энергичной работы речевого аппарата, и это добавляет им "силы". Взрывные, такие, как Б, Г, К или дрожащие звуки, такие, как Р, требуют быстрой работы органов речи, и это поддерживает уже существующую у них значимость "взрывной, дрожащий" значит "быстрый, активный".

Так возникает и постепенно закрепляется в языке фонетическая значимость. Она еще не соотносится с предметом или понятием, а имеет довольно расплывчатый характер. Такую содержательность можно описать только с помощью признаков: "страшное", "нежное", "быстрое" звучание и т.п. Именно такой фонетико-признаковой значимостью, вероятнее всего, обладали первоначальные комплексы звуков, которые еще нельзя назвать словами. Следы этого этапа развития языка сохранились, пожалуй, только в междометиях в экспрессивных выкриках вроде Ах! Ух! Ой! Ха! и т.д.

Поэтому, как только звуки, издаваемые человеком, совпадают с волнами, излучаемыми объектом или явлением, которое он пытается охарактеризовать, возникает Слово. Именно так и сформировалась речь человека.


ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА
Исследование человеческой речи, законов и принципов развития языка, привело ученых к совершенно неожиданному открытию. Оказалось, что между языком и генетическим кодом много общего. Хранение и передача наследственной информации происходит благодаря особому коду:  4 аминокислоты, объединенные в тройки "триплеты" образуют 64 комбинации,  три из которых выполняют роль знаков препинания и служат для маркировки начала и конца генетических фраз.

Интересно, что античные ученые предвидели, что изменения в языке могут подчиняться неким «генетическим процессам», которые имеют комбинаторный  характер. Так, Лукреций в своей работе "О природе вещей" отмечал: "Много имеет значенья, как сочетаются тельца ...  и в положенье каком пребывают, также какое движенье друг другу дают и приемлют". А древнекитайские философы разработали особую систему трансформаций четырех бинарных элементов, составленных из так называемых "мужского" ( ян ) и "женского" (инь) принципов и сгруппированных по три. На основе различных сочетаний этих элементов в древнекитайской символической системе описывается многообразие всего сущего и устанавливаются соотношения между ними. В наши дни на сходных принципах некоторые лингвисты пытаются строить лингвистическую теорию.

В XVIII в. многие исследователи указывали на "естественную" природу языка. Наиболее полное развитие натуралистический подход к языку получил в знаменитых работах А. Шлейхера. В своем труде "Немецкий язык" (1896 г.) он писал: "... жизнь языка не отличается существенно от жизни всех других живых организмов  -  растений и животных." А в работе "Теория Дарвина в применении к науке о языке" (1863 г.) есть такие утверждения: "Законы, установленные Дарвиным для видов животных и растений, применимы, по крайней мере в главных чертах своих, и к организмам языка...". Любопытно, что корни Шлейхер называл "... простыми клеточками языка, у которых для грамматических функций ... нет еще особых органов и у которых самые эти функции... столь же мало различны, как, например, у одноклеточных организмов или в зародышевом пузырьке высших живых существ дыхание и пищеварение" [28,  I, с. 96, 98, 99, 101]. Как отмечает Шлейхер, языкознание является не исторической, а естественно-исторической дисциплиной. Объект его изучения – не духовная жизнь народов, но язык как таковой, исследование данных от природы законов построения и изменчивости языков,  которые действуют помимо воли народов и отдельных индивидуумов (т.е. язык как естественный организм).

Работы Н.Я.  Марра и его последователей в области "палеонтологии языка" основывались на выявлении так называемых первоэлементов. Постулировалось определенное число (четыре) этих первоэлементов, состоявших из фонетических триплетов. Он же сводит исторически возникшее многообразие языков именно к четырем исходным элементам,  состоящим,  как это ни странно, из своеобразных звуковых "троек" - бессмысленных последовательностей - сал, бер, йон, рош. Любой текст произвольной длины на любом языке мира есть в конечном счете результат фонетического преобразования только этих исходных четырех, самих по себе ничего не значащих элементов, скомбинированных в определенной линейной последовательности. Этим, по мнению Н.Я. Марра, и определяется единство глоттогонического процесса. Эта теория, не имеющая под собой никаких  рациональных  оснований, представляет своеобразную структурную модель языка весьма близкую к генетическому коду.

Проблема изоморфизма между генетическим и лингвистическим кодами долгое время была предметом пристального внимания Р.О. Якобсона. Он писал: "Можно утверждать, что среди всех систем, несущих информацию, генетический код и языковой код являются единственными симеотическими сущностями, основанными на использовании дискретных компонентов, которые сами по себе лишены какого либо значения и служат для конструирования минимальной значимой единицы, т.е. единицы, наделенной своим собственным внутренним значением в пределах данного кода" [228, с. 438; ср. 226; 227; 266]. Р. Якобсон подчеркивал, что одно и то же свойство может быть закодировано различными средствами, а различные свойства могут кодироваться одним и тем же способом. Якобсон указывал на аналогии между генетическим и лингвистическим кодами:

·      строгая колинеарность временной последовательности явлений кодирования и декодирования;
·      возможность свести связи между двумя элементами к бинарным оппозициям;
·      наличие иерархических уровней конструирования, обусловленных последовательной интеграцией единиц более низкого ранга.

Якобсон считал изоморфизм между генетическим и лингвистическим кодами результатом филогенетического конструирования языкового кода по модели и структурным принципам кода генетического.

Академик Т.В. Гамкрелидзе выступил с интересной статьей, посвященной изоморфизму генетического и лингвистического кодов. Он, в частности, отмечал: "Как известно, в пятидесятые годы нашего столетия в молекулярной биологии было сделано величайшее открытие, пролившее свет на механизм наследственности. Обнаружилось, что наследственность соответствует сообщению, записанному вдоль хромосом с помощью определенного вида химического "алфавита". В качестве исходных элементов этого алфавита, его "букв" используются четыре химических радикала, которые, комбинируясь друг с другом в бесконечных линейных последовательностях нуклеиновых кислот, создают как бы химический текст генетической информации. Подобно тому, как фраза является сегментом определенного языкового текста, составленного с помощью линейной последовательности небольшого числа исходных дискретных единиц - букв или фонем, так отдельный ген соответствует определенному сегменту в длинной цепи нуклеиновых кислот, представляющих собой четыре исходных химических радикала. Подобно тому, как в лингвистическом коде исходные единицы (фонемы) сами по себе лишены смысла, но служат для составления с помощью определенных комбинаций минимальных их последовательностей, выражающих уже определенное содержание в пределах данной системы, точно так же в генетическом коде информативен не отдельный элемент системы, не отдельный химический радикал, а особые создающие так называемые "триплеты". Поскольку можно составить всего 64 комбинации из четырех исходных элементов по три, генетический "словарь" состоит из 64-х "слов", из коих три триплета представляют собой "знаки препинания", маркирующие в длинной последовательности нуклеиновых кислот начало и конец "фразы", а остальные соотносятся с одной из двадцати аминокислот. Тут налицо неоднозначное соотношение, и среди таких "триплетов" выделяются "синонимичные слова", т.е. такие последовательности, которые соотносятся с одной и той же аминокислотой. Установление подобных соотношений между триплетами из четырех исходных элементов и 20 аминокислотами и перевод длинной цепи "триплетов" в протеиновую последовательность аминокислот, в пептидную цепь и есть считывание или декодирование, наследственной информации, содержащейся в генетическом коде, подобно тому, как сообщение, закодированное "азбукой Морзе", считывается при переводе его на какой-либо язык. При этом становится очевидным, что все живое обладает "знанием" генетического кода, в том смысле, что оно способно правильно считывать генетические "слова", составляющие содержание генетической информации и синтезировать в соответствии с этим протеиновые последовательности. В этом  отношении генетический код универсален, его ключом обладает все живое на Земле. Таким образом, бесконечное многообразие всего живого сводится в конечном счете к длиннейшим генетическим "сообщениям", составленным по особым правилам линейной комбинаторики элементов генетического кода, обладающего разительными чертами структурного сходства с кодом лингвистическим. И не случайно, что с самого момента расшифровки генетического кода молекулярная генетика стала заимствовать лингвистические понятия и лингвистическую терминологию при дальнейшем  изучении механизма наследственности" [22, с. 6].

Итак, можно предположить, что язык человека подчиняется тем же принципам передачи и сохранения информации, способности к изменчивости и стабильности, как и язык наследственности. Он основан на тех же комбинациях четырех элементов в "триплеты". А это означает, что акустическая структура языка является прямым продолжением акустической природы наследственного аппарата человека, содержащегося в полевой матрице ДНК.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение мы можем сказать, что то самое изначальное Божье Слово дошло до нас из глубин Вселенной и является не чем иным, как нашим наследственным аппаратом. Если помнить об этом, то нас не должно удивлять, что каждое живое существо, находящееся на стадии раннего развития, может чувствовать в себе первичные пульсации Вселенной и помнить о них на уровне каждой клетки своего организма.

Древние мифы отражают идею единства и взаимосвязанности Мирозданья, родство всего сущего. По сути, это так и есть в действительности, потому что все во Вселенной состоит из вещества, которое изначально содержалось в ней, когда она представляла собой первоэлемент или яйцо – ведь масса Вселенной с момента Большого Взрыва не изменялась!  А это значит, что первоначально, все мы были «Божьим Словом» и останемся им до конца мира.

© Ж.В. Цареградская
Свидетельство о публикации №216100401909